В неспокойной атмосфере

§ 6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Взлетно-посадочные характеристики самолета, т. е. скорости отрыва и посадки, длины разбега и пробега зависят от большого числа факторов. К ним относятся параметры самолета и аэродро­ма — вес, состояние тормозной системы и покрышек колес, ка­чество и состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП), а также метеорологические условия — скорость и направление ветра, температура и плотность воздуха. Возможность взлета и посад­ки на данный аэродром в сложных метеоусловиях определяет­ся оснащенностью его наземным посадочным оборудованием и так называемым «минимумом погоды» для самолета данного типа. «Минимумом погоды» для самолета и определенных назем­ных посадочных средств называется совокупность минимальных значений высоты нижней кромки облачности и наклонной дально­сти видимости, при которых можно безопасно осуществлять взлет и посадку этого самолета. Однако, кроме «минимума погоды», на принятие решения о взлете или посадке существенное влияние оказывают характеристики ветра в районе аэродрома. Составля­ющая ветра, совпадающая с направлением ВПП, изменяет длину разбега при взлете и пробеге после посадки по сравнению с зна­чениями этой длины, необходимыми для взлета и посадки в спо­койной атмосфере. Составляющая ветра, перпендикулярная на­правлению ВПП, существенно усложняет процессы взлета и по­садки, а при увеличении бокового ветра свыше определенного предела взлет и посадка на данную ВПП прекращаются. Чтобы обеспечить взлет и прием самолетов при сильном ветре в круп­ных аэропортах делают несколько ВПП, расположенных по раз­личным направлениям.

В данной главе будет рассмотрено влияние постоянной со­ставляющей ветра на процессы взлета и посадки самолета. Влия­ние порывов ветра на эти процессы не рассматривается по двум причинам. Во-первых, еще пока нет достаточного количества ста­тистических характеристик порывов ветра в нужном диапазоне высот. Гипотеза об изотропности турбулентности, используемая при получении аналитических характеристик поля скоростей вет­ра в гл. 1, для малых высот несправедлива. Во-вторых, динамика самолета на некоторых этапах взлета и посадки в принципе опи­сывается нелинейными уравнениями, требующими специальных методов решения, не рассматриваемых в данной книге. В тех же случаях, когда задача может быть сведена к линейной и стацио­нарной, для учета действия порывов ветра на взлете и посадке можно пользоваться методами, описанными в гл. 2—4.