В неспокойной атмосфере
§ 6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Взлетно-посадочные характеристики самолета, т. е. скорости отрыва и посадки, длины разбега и пробега зависят от большого числа факторов. К ним относятся параметры самолета и аэродрома — вес, состояние тормозной системы и покрышек колес, качество и состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП), а также метеорологические условия — скорость и направление ветра, температура и плотность воздуха. Возможность взлета и посадки на данный аэродром в сложных метеоусловиях определяется оснащенностью его наземным посадочным оборудованием и так называемым «минимумом погоды» для самолета данного типа. «Минимумом погоды» для самолета и определенных наземных посадочных средств называется совокупность минимальных значений высоты нижней кромки облачности и наклонной дальности видимости, при которых можно безопасно осуществлять взлет и посадку этого самолета. Однако, кроме «минимума погоды», на принятие решения о взлете или посадке существенное влияние оказывают характеристики ветра в районе аэродрома. Составляющая ветра, совпадающая с направлением ВПП, изменяет длину разбега при взлете и пробеге после посадки по сравнению с значениями этой длины, необходимыми для взлета и посадки в спокойной атмосфере. Составляющая ветра, перпендикулярная направлению ВПП, существенно усложняет процессы взлета и посадки, а при увеличении бокового ветра свыше определенного предела взлет и посадка на данную ВПП прекращаются. Чтобы обеспечить взлет и прием самолетов при сильном ветре в крупных аэропортах делают несколько ВПП, расположенных по различным направлениям.
В данной главе будет рассмотрено влияние постоянной составляющей ветра на процессы взлета и посадки самолета. Влияние порывов ветра на эти процессы не рассматривается по двум причинам. Во-первых, еще пока нет достаточного количества статистических характеристик порывов ветра в нужном диапазоне высот. Гипотеза об изотропности турбулентности, используемая при получении аналитических характеристик поля скоростей ветра в гл. 1, для малых высот несправедлива. Во-вторых, динамика самолета на некоторых этапах взлета и посадки в принципе описывается нелинейными уравнениями, требующими специальных методов решения, не рассматриваемых в данной книге. В тех же случаях, когда задача может быть сведена к линейной и стационарной, для учета действия порывов ветра на взлете и посадке можно пользоваться методами, описанными в гл. 2—4.